Глава 16.
О трех видах колдовства, свойственного мужчинам, разбираемых в трех
разделах и в последнем из них - о стрелках из луков. Говоря о видах
колдовства, практикуемого мужчинами, мы коснемся их семи ужасающих
преступлений. Во-первых, в день смертных страданий Христа, а именно на
шестой день праздника Параскевы во время торжественной мессы, они брали
святейшее изображение распятого как мишень и стреляли в него стрелами. О,
какая жестокость и оскорбление Спасителя! Во-вторых, хотя и является
сомнительным то, что они отрицали и на словах веру в бога, однако, принимая
во внимание, что они стреляли в изображение его, мы считаем, что они
отрицают веру в бога действием. Стрелять в Христа - значит нанести своей
вере ни с чем не сравнимое поругание. В-третьих, такой стрелок должен
произвести три или четыре выстрела в Христа, употребляя соответствующее
количество стрел. Следствием будет то, что он в любой день сможет убить
столько же людей. В-четвертых, демон дает им твердый прицел. Но они должны
до стрельбы посмотреть убиваемому в глаза и иметь желание убить. Убиваемый
никаким способом не может защитить себя. В-пятых, такие стрелки имеют
удивительную меткость. Они могут попасть в мелкую монету, поставленную на
голову человека, не причиняя последнему никакого вреда. Та же меткость
присуща им и при стрельбе из ружья. В-шестых, чтобы достичь такой меткости,
они должны принести черту почитание и отдать ему на служение тело и душу.
Приведем некоторые примеры. Некий князь с берегов Рейна, носивший прозвище
"Бородатый", так как носил бороду, осадил однажды замок Ланденбруннен за
разбойные набеги, совершаемые его владетелями. В свите этого князя находился
стрелок-колдун по имени Пункер, перестрелявший всех осажденных кроме одного.
Он поступал следующим образом. Прежде чем стрелять, он смотрел в глаза
убиваемому. Ежедневно он мог произвести три подобных выстрела, так как он
производил соответствующее количество выстрелов в изображение распятого.
Число три черт выбрал потому, что этим совершается отрицание пресвятой
троицы. Пустив три смертоносных стрелы, указанный колдун стрелял затем в тот
день нисколько не лучше, чем другие. Однажды один из осажденных крикнул ему:
"Пункер, не оставишь ли ты неповрежденным кольцо на воротах?" Это было
ночью. Пункер ответил: "Нет. Теперь я его оставлю, а возьму его прочь в день
взятия замка". Как он сказал, так и сделал. Когда все осажденные были убиты,
за исключением одного, Пункер снял кольцо с ворот и повесил на свой дом в
Рорбахе, находящемся в Вормской епархии. Он был убит крестьянами, которым он
стал в тяготу, не успев очиститься исповедью от своих грехов. Об этом
Пункере говорят, что однажды он показал одному знатному человеку следующий
пример искусства стрельбы. Знатный поставил маленького сына Пункера к
колонне, положил ему на берет мелкую монету и предложил стрелку, не причиняя
вреда берету, сбить эту мелкую монету. Вначале Пункер не хотел стрелять,
чтобы не подвергать слишком опасному испытанию помогавшего ему дьявола.
Наконец он согласился, вынул две стрелы из колчана, засунул одну из них за
пазуху, другую вложил в арбалет и сбил монету с головы сына, не ранив его.
Спрошенный знатным человеком, почему он засунул одну стрелу за пазуху,
Пункер ответил: "Если бы я был обманут чертом и убил свое дитя, за что и мне
грозила бы смерть, то я пронзил бы вас оставшейся стрелой, чтобы отомстить
за свою смерть". С помощью черта бесспорно достигается большое искусство в
стрельбе, однако благодать Спасителя производит еще большие чудеса. В
Констанцской епархии, недалеко от замка Гогенцорн и от одного женского
монастыря, видна вновь построенная церковь, где хранится изображение
Спасителя с торчащей в нем стрелой и со следами запекшейся крови. Это чудо
произошло следующим образом. Один презренный, желая иметь не промахивающиеся
стрелы, выстрелил на перекрестке дорог в изображение Спасителя и пронзил его
стрелой. Крича, презренный тотчас же упал с простреленной ногой. Спрошенный
проходящим человеком, что с ним стряслось, презренный не мог издать и звука.
Он двигал головой и руками и дрожал всем телом. Прохожий посмотрев, наконец,
на распятие и увидев стрелу и кровь из раны, воскликнул: "О, ты негодяй! Ты
пронзил изображение нашего Господа". Он подозвал других прохожих и сказал
им: "Смотрите за ним, чтобы он не убежал", хотя в действительности стрелок
этот и встатьто не мог. Прибежав в замок, прохожий рассказал о случившемся
обитателям замка, которые тоже подошли к презренному, который признался в
своем преступлении. Его подняли с земли; затем он был судим и умер
презренной смертью. Выше мы перечислили шесть ужасающих преступлений
колдунов-стрелков. Теперь скажем о седьмом. Это преступление совершают те,
которые, несмотря на весь ужас этих проступков, принимают колдунов, защищают
их и всячески покровительствуют им. Подобным покровительством они отлучают
себя от церкви. Духовные лица, оказывающие это покровительство, лишаются
сана и бенефиции навсегда. Если же отлученные в продолжение года не
покорятся и не испросят прощения, с ними надо поступать, как с еретиками. В
каноне Ut inpuisitionis, prohibemus, lib. II, предписывается светской власти
не препятствовать епископам и инквизиторам при исполнении ими служебных
обязанностей, когда они ведут следствие и выносят приговоры против указанных
лиц, носящих более года тяжесть отлучения. Колдуны и их покровители подлежат
отлучению также в силу канона "Ad abolendam", в силу канона "Excommunicemus"
I, а также "Excommunicemus" II, где говорится: "Мы отлучаем и произносим
анафему над всеми еретиками, катарами, патеринами, а также и над теми, какие
бы названия они ни носили". Под выражением "какие бы названия они ни носили"
надо понимать покровителей колдунов. Кроме того, в каноне "Excommunicumus"
I, О credentes, читаем: "Кроме того, те, которые им верят, их принимают,
защищают и покровительствуют, должны быть отлучаемы". А в каноне
"Excommunicemus" II указываются многие наказания для тех, кто в продолжение
года остался под отлучением. Там говорится: "Мы предписываем, чтобы
произносилось отлучение над теми, кто принимает (колдунов),
покровительствует им и защищает их. Каждый отлученный предается бесчестию,
если он в продолжение года не раскается. Такие покровители не допускаются к
общественным должностям, их нельзя выбирать на эти должности; они не
допускаются также как свидетели; нельзя оставлять им что-либо по завещанию;
они не имеют права передавать наследство; они лишаются права наследования;
никто в деловых сношениях не ответствует перед ними. Если такой отлученный -
судья, то его приговоры теряют силу; он не может заниматься судебными
разбирательствами. Если отлученный - адвокат, то он ни в коем случае не
может защищать интересов своих клиентов. Если он - писарь, то общественные
акты, составленные им, лишаются своей силы. Если он - священник, то он
лишается своего сана и бенефиции. Чем больше вина, тем большее наказание
присуждается такому покровителю. Если же отлученные не принесут раскаяния,
то над ними произносится торжественное отлучение. Священники обязаны
отказываться от погребения этих отлученных и при смерти их отказывать им в
исповеди и причастии. От них нельзя принимать дарений и милостыни для
церкви. Священники, не исполняющие этого предписания, лишаются должности.
Восстановить их в должности может только апостольский престол". Есть еще
много иных наказаний для покровителей колдунов, хотя бы они и не пробыли
года в отлучении. Их сыновья и внуки могут быть объявлены лишенными их
звания, личных прав и всевозможных церковных почетных должностей и
бенефиции. Так утверждает канон. Может случиться, что светская власть в
праведной борьбе против недругов пригласит к себе на службу подобных
стрелков-колдунов и с их помощью разрушит владычество злых тиранов. Все ли
войско или только те, кто их принял и им покровительствовал, должны быть
наказаны? На это надо ответить, что, вследствие большого количества людей,
строгость суда должна быть смягчена (смотри dist. 40, constituetur). Князь,
его помощники и советники, оказавшие покровительство стрелкам-колдунам,
заслужили указанные наказания, если были предупреждены их главным
священником, но не послушали его увещаний. Все же войско не подлежит
отлучению, так как принятие на службу колдуна происходит без совета этого
войска. Войско, готовое пожертвовать жизнью во имя защиты государства и
находящее удовольствие в меткой стрельбе колдуна, не должно ни в коем случае
пострадать из-за покровительства, оказываемого властями колдуну. Войску надо
посоветовать исповедаться. Когда духовник убедится, что все воины
отвращаются от этой колдовской скверны, то пусть им дастся отпущение грехов.
Стрелков-колдунов надо во всяком случае изгнать из страны. Кем же дается
отпущение грехов главным воеводам, когда они образумятся? Отпущение грехов
они могут получить как от своего главного священника, так и от инквизитора.
Смотри в каноне "Ut officium". Теперь скажем о двух других видах колдовства,
свойственного мужчинам. Прежде всего укажем на тех, которые заговаривают
богохульными словами всевозможное оружие, чтобы враги этим оружием не могли
причинять ранений. Среди этих колдунов надо различать таких, которые имеют
известное сходство со стрелками-колдунами, так как они также производят
отвратительнейшие действия над изображением распятого. Так, если кто-нибудь
хочет быть предохраненным от ранений или ударов в голову, тот снимает с
изображения Христа голову. Кто хочет защитить от ранения шею, тот устраняет
с распятия эту же часть тела. Кто желает иметь защищенным руку, тот отрывает
изображение руки распятого и т. д. Временами они уродуют распятие повыше
пояса или место, скрываемое поясом. Таким образом из десяти изображений
Христа, стоящих на перекрестках, не найдется ни одного совершенно целого.
Имеются и такие люди, которые носят на себе разные амулеты. Эти амулеты
представляются предназначенными не для открытого причинения вреда ближним,
но скорее для предохранения своего собственного тела. Носители их должны
считаться кающимися, а не впавшими в лжеучение еретиками, когда их
колдовство доказано и их раскаяние очевидно. Что же касается тех, которые,
заговаривая оружие, могут ходить по его лезвию голыми ногами и проделывать
другие подобные действия, то надо различать одних, которые заговаривают
святыми словесами, от других, которые заговаривают, употребляя неизвестные
имена, значки и росчерки. Заговор первых нельзя считать предосудительным.
Заговор же вторых должен быть караем, если производящие наговор продолжают
подобные действия. Часто можно заметить, что вассалы и купцы носят амулеты.
Необходимо противиться этому через посредство церковного или светского суда.
Ведь с помощью этих неизвестных слов и знаков заключается молчаливый договор
с бесом. Что касается стрелков-колдунов и других заговаривающих оружие, то
их в случае изобличения в совершении этих деяний надо считать уличенными в
ереси и в заключении договора с чертом. Их покровители и защитники должны
быть наказываемы в соответствии с существующими канонами. Ведь они сильно
грешат против веры и часто наказываются богом не христианской смертью.
Однажды некий князь, покровительствовавший подобным колдунам, обложил один
из своих городов несправедливыми налогами. Его советник указал ему на это.
Но князь ответил: "Пусть бог накажет меня смертью на этом самом месте, если
мое обложение несправедливо". Тотчас последовало божье мщение. Он упал
наземь мертвым. Его смерть была наказанием за несправедливое обложение и за
покровительство еретикам. Если же прелаты и иные пастыри не оказывают
достаточного противодействия этим колдунам и их покровителям, то и они
должны нести заслуженную кару.
Второй главный вопрос этой второй части: о способах устранения или
излечения околдования, чему предпосылается разрешение одного затруднения.
Дозволяется ли устранять околдование с помощью другого, встречного
околдования, или с помощью иных недозволенных действий? На это дается
отрицательный ответ, так как не дозволяется пользоваться помощью демонов,
что вытекает из предыдущего и что разъяснено учеными (смотри "Сентенции" II,
раздел 7). Ведь иначе это означало бы отступничество от веры. Защитники
противного воззрения рассуждают следующим образом. Околдование может быть
устранено или человеческим искусством, или дьявольским искусством, или
властью бога. Но нельзя себе представить, чтобы человеческое искусство
принесло в этом какую-нибудь пользу. Ведь оно несравненно слабее искусства
дьявола. Власть бога также не сломит околдования, ибо это было бы чудом, а
бог совершает подобные поступки по своему собственному решению, а не по
настоянию людей. Так Христос ответил своей матери, просившей его совершить
чудо над вином в Кане Галилейской: "Что мне и тебе жено?". Это значит: "Что
имеем мы общего при совершении чуда?" Мы наблюдаем лишь очень редкие случаи
избавления от околдования при призывании людьми помощи божьей и святых его.
Значит, околдованные могут освободиться от порчи только с помощью демонов.
Но этой помощи искать не дозволено. Несмотря на это, ее часто ищут.
Околдованные отправляются к знахаркам и часто освобождаются там от порчи, не
прибегая к знаниям священников и экзорцистов. Значит, практика подтверждает,
что околдования устраняются с помощью демонов. Раз искать их помощи
возбраняется, то и устранять околдования разрешается еще менее. Надо
переносить их в терпении. Сверх того, по словам Фомы и Бонавентуры в
"Комментариях" к "Сентенциям" (кн. IV, раздел 43 "de impedimento
maleficiali"), "околдование столь глубоко, что против него не существует
никакого человеческого средства. Если же таковое и существует, то оно людям
неизвестно или же его употребление не дозволено". Этими словами оба
указанных святых дают понять, что околдование - почти что неизлечимая
болезнь. Посему они присовокупляют: "Если бы бог и даровал средство против
околдования и заставил демона отступить от своей жертвы, то исцеление все же
не было бы делом человеческих рук". Значит, если бог сам не вступится, то
недопустимо никаким образом самим искать избавления от чар. В том же самом
разделе и вопросе своих "Комментариев" указанные ученые высказываются против
того, чтобы околдование устранялось встречным околдованием. Посему они и
говорят: "Если даже с помощью встречного околдования можно было бы найти
действительное средство против чар, то и в этом случае вытекающее отсюда
призывание демонов никак не допустимо". К тому же, экзорцизмы церкви с
божьего попущения не при всех телесных порчах достаточно сильны для
оттеснения демонов. Но экзорцизмы успешны против тех дьявольских напастей,
против которых они главным образом направлены, например, против бесноватости
и при заклинании детей. Сверх того, не является необходимым следствием,
чтобы, если из-за грехов дьяволу дана над кем-нибудь власть, то с
прекращением греха прекращалась бы и власть дьявола. Ведь случается, что
наказание остается несмотря на прекращение вины. Все эти рассуждения,
высказанные упомянутыми учеными, говорят за то, что не дозволено устранять
околдования, что надобно переносить их в терпении, как и иные неизлечимые
болезни, и что следует предоставить богу по его усмотрению вылечить от них.
Против этой точки зрения выставляются следующие возражения. Как бог, так и
природа не обладают ни в чем излишком: у них также нет недостатка ни в чем
необходимом. Посему против подобных козней дьявола даны не только средства
предупреждения, о которых говорилось в начале второй части, но и средства
врачевания. Ведь в противном случае бог не в достаточной степени позаботился
бы о верующих, и дела черта представились бы более значительными, чем дела
бога. Далее, глосса в том месте книги Иова (гл. XI), где говорится: "Нет на
земле подобного ему" и т. д. дает следующее разъяснение: "Несмотря на это,
заслуги святых сильнее дьявола". Поэтому и в нашей жизни его сила уступает
заслугам святых. Августин в своем сочинении "О нравах церкви" утверждает:
"Если мы прилепимся к богу, никакой ангел не будет могущественнее нашего
духа. Ведь если добродетель - сила, то дух, прилепившийся к богу,
возвышеннее, чем весь мир". Посему таким духом возможно побороть козни
дьявола. Ответ: здесь перед нами два воззрения, которые представляются как
бы противоположными. Имеются такие богословы и канонисты, которые
утверждают, что является дозволенным устранять околдование даже с помощью
встречных околдований. Это воззрение разделяют: Скот, Гостиенсис и Гоффред и
вообще большинство канонистов. Противоположного воззрения придерживаются
такие богословы, как Фома, Бонавентура, Альберт Великий, Петр Палуданус и
многие другие, которые выступают противниками встречных колдований и которые
считают, что лучше человеку умереть, чем заниматься подобными вещами.
Рассмотрим оба воззрения. Скот в своей книге "Комментарии на сентенции Петра
Ломбардского" (IV, раздел 34) считает заблуждением не прибегать ко встречным
колдованиям и считает заслугой бороться с их помощью для разрушения козней
дьявола. Нам известны различные виды встречных колдований. Так, знахарки
вешают над огнем ведро с молоком от околдованной и поэтому дающей . мало
молока коровы и, наговаривая, бьют по этому ведру палкой. Эти удары
передаются дьяволу, который вымещает их на ведьме, что досаждает им обоим.
Из чувства мести дьявол может запутать в свои тенета женщину, занимающуюся
подобными встречными колдованиями. В своей "Summa copiosa de frigidis et
maleficiatis", а именно в главе о половом бессилии Гостиенсис советует
прибегать к врачебной помощи, хотя бы те или иные предписанные средства и
казались отдающими суеверием. Церковь же может относиться терпимо к тому,
что зло изгоняется злом. Убертин в своих "Комментариях к сентенциям" (IV,
34) утверждает: "Околдования могут быть разрушены или молитвами или
искусством тех, которые эти околдования наслали". Гоффред в своей "Сумме" в
главе под тем же названием говорит: "Околдование не всегда может быть
устранено тем, кто его наслал. Случается, что околдовавший умер или не
понимает, как уничтожить порчу, или же чародейское средство им утеряно.
Когда же колдун знает, как помочь, то можно прибегать к его "врачеванию". Те
ученые, которые утверждают, что никакое околдование не является постоянным,
убеждены в возможности устранения порчи или экзорцизмами, или встречным
колдованием, или действительным раскаянием, так как черт имеет власть лишь
над грешниками. Противоположное мнение высказывается святым Фомой в его
"Комментариях" (IV, 34). Он полагает, что, если околдование может быть
устранено только встречным колдованием то его надобно считать постоянным,
хотя бы и было известно, что уничтожить порчу эту возможно недозволенными
средствами, применением которых недопустимо. Это мнение разделяется
Бонавентурой, Петром Ломбардским, Альбертом Великим и большинством
богословов, которые признают разрешенными средствами устранения околдований
только экзорцизмы или полное покаяние, причем они опираются на авторитет
канонического права и именно на главу "si per sortiarias". Оба высказанных
мнения сходятся в том, что околдование может быть устранено или встречным
колдованием колдуна через другое чародеяние, или такими людьми, которые, не
будучи колдунами в полном смысле этого слова, но пользуясь колдовским
наговором, колдовским ритуалом, снимают порчу, наведя ее, случается, на
других, или такими людьми, которые при снятии порчи ни на кого ее не
наводят, но молчаливо или громогласно призывают дьявола. Все эти три
возможные случая считаются указанными богословами недозволенными. Они
полагают, что лучше идти на смерть, чем совершать подобную скверну.
Канонисты же считают два последних случая недопустимыми, если церковные
экзорцизмы, молитвенное призывание заступничества святых и полное покаяние
не оказали желаемого действия. Для лучшего понимания сущности вопроса
приведем несколько фактов. Во времена папы Николая из немецких стран в Рим
прибыл по делам своей епархии один епископ. Его имени мы не назовем, хотя он
уже и умер. Он влюбился там в одну молодую женщину и намеревался отправить
ее в свою епархию в сопровождении двух слуг вместе со своими вещами и
драгоценностями. Эта женщина решила навести на епископа смертельную порчу,
чтобы присвоить себе драгоценности. Вскоре он опасно заболел, и врачи
потеряли надежду на его выздоровление. Тогда пришла к нему одна старуха,
открыла ему колдовскую причину его болезни и предложила ему свои услуги для
встречного околдования. Не видя другой возможности вернуть себе здоровье,
епископ обратился к папе с просьбой разрешить ему прибегнуть к помощи
старухи, указав на то, что подобное чародеяние, снимая с него порчу, наведет
ее на ведьму, околдовавшую его. Папа согласился. И вот следующей ночью
епископ внезапно выздоровел, молодая же женщина, околдовавшая его, и
старуха, ответившая встречным чародеянием, столь же внезапно были поражены
той же самой болезнью, которой до того страдал епископ. Можно предположить,
что в этих двух околдованиях участвовал не один, а два демона, из которых
один служил молодой ведьме, а другой - старухе. Молодая ведьма умерла вскоре
в ужасных страданиях, а епископ вернулся в свою епархию. К этому надо
прибавить, что привилегия одного не является законом для всех и что
разрешение папы в вышеприведенном случае не служит доказательством того, что
все могут пользоваться встречными околдованиями. Подобный случай приводится
Нидером в его "Муравейнике". Однажды пришел к ведьме человек, искавший
вредителя своего имущества, и просил указать ему преступника. Ведьма вылила
расплавленный свинец на воду, отчего на ее поверхности, с помощью демона,
образовалось подобие очертаний человеческой фигуры, и предложила просителю
указать те части тела, которые у вредителя должны быть поражены, чтобы по
этим признакам пострадавший мог узнать и затем уличить его. Следуя указаниям
пострадавшего, ведьма нанесла по определенным частям свинцовой фигуры в воде
несколько ударов ножом. Но вместо вредителя, эти удары запечатлелись на теле
самой ведьмы, совершавшей встречное колдование. Я утверждаю, что все
подобные встречные колдования никак не допустимы. Теперь поговорим о втором
роде указанных случаев, о знахарках, которые хвалятся тем, что совершают
удивительные врачевания. Они открывают просителям причины их несчастий,
указывая при этом на тех лиц, с которыми у них были столкновения. Для
сокрытия своих колдовских поступков они советуют потерпевшим совершать те
или иные паломничества. Люди, прибегающие к помощи подобных знахарок и
знахарей, часто сокращают тем самым года своей жизни. Так Саул, вначале
изгнавший из своей страны магов, а затем начавший искать их помощи, был убит
вместе с сыновьями на войне. (I Царств, 28). Поэтому и Охозия должен был
умереть (II Царств, I). Несмотря на это, просители толпами идут к этим
ведьмам - советчицам. Так вышеупомянутая ведьма из Рейхсгофена столь часто и
постоянно посещалась околдованными, искавшими у нее помощи, что граф замка
Телон, в пределах земли которого обреталась эта ведьма, получал от этого
значительный доход, требуя от каждого просителя ведьмы уплаты одного динера.
По нашим сведениям, в Констанцской епархии имеется много подобных знахарей.
Нам известен знахарь Генгст, из деревни Энинген, который ежедневно
осаждается такими толпами людей, страдающих от колдовской порчи, что, без
сомнения, ко всем святым местам богородицы, будь то в Аахене или в
Эйнзидельне, подобного стечения паломников не наблюдается. Третий возможный
случай встречного околдования совершается, как указано, без наведения порчи
на ведьму, виновную в чародеянии. О таких колдунах рассказывал один купец из
Шпейера приблизительно следующее. Однажды он шел недалеко от замка Адлинген,
в Швабии, с двумя молодыми людьми. Им повстречалась некая женщина,
считавшаяся ведьмой. Оба молодых человека посоветовали купцу осенить себя
крестным знамением, чтобы защититься от возможной порчи. Тот не послушался и
тотчас же почувствовал невыносимые боли в ноге. Приглашенный для врачевания
местный крестьянин, сведущий в деле устранения околдований, с помощью
расплавленного свинца, вылитого в сосуд с водою, подтвердил наличие
околдования и совершенно вылечил болевшую ногу тем, что приходил к купцу в
продолжение трех дней, возлагал на ногу руки и шептал что-то невнятное,
давая окружающим понять, что он действует с помощью бога. Но нам все же
остается непонятным, каким, собственно говоря, образом он устранил
околдование и узнал по свинцу признаки чар. По всей вероятности, у него был
молчаливый договор с дьяволом. Но есть еще четвертый возможный случай,
который согласно утверждению некоторых канонистов и богословов, может
считаться дозволенным видом встречного колдовства. Он совершается без
призывания демона и без заключения какого бы то ни было договора с дьяволом.
Этот четвертый возможный случай имеет место при обстоятельствах, подобных
вышеописанному, когда женщины бьют подвешенное над огнем ведро с молоком,
чтобы ведьма, которая уменьшила удой молока коровы, получила от дьявола
удары, наносимые подвешенному ведру. Сюда же относятся обычаи распознавания
ведьм, уменьшающих удой молока, производимый следующим образом: на голову
или на спину коровы прикрепляются мужские штаны или что-либо другое
нечистое. Это делается особенно часто по большим праздникам. Выпуская корову
на улицу, ее бьют, приговаривая, может быть, те же слова, что и при ударах
молочного ведра. Корова тогда скачет прямо к дому ведьмы и, громко мыча,
рогами своими бодает дверь этого дома. Черт действует подобным образом через
корову, пока он не отвлечется другими чародеяниями. Хотя подобные средства и
не являются запрещенными, согласно мнению некоторых ученых, однако их нельзя
назвать и похвальными. Ведь апостол говорит, что все нами совершаемое должно
происходить во имя Господа нашего Иисуса Христа, а люди, производящие эти
встречные колдования, показывают отсутствие подобающего страха божия,
несмотря на то, что они и не призывают дьявола. Таких людей надо увещевать к
покаянию и советовать прибегать к святой воде и к экзорцизмам, как это нами
указывалось раньше. Неправильно поступают и те, которые тащат домой
внутренности трупов своего издохшего скота, вносят их в кухню, протаскивая
их над порогом двери в кухню, кладут внутренности на сковороду и поджаривают
на огне, полагая, что от этого мучаются ведьмы, наславшие смертельную порчу
на скот. Из вышеприведенного ясно, что два первых способа встречного
околдования никоим образом не могут быть разрешаемы. Третий же способ, хотя
и допустим по законам, является до известной степени сомнительным по своей
католичности, и судья должен внимательно присматриваться к нему. А законы
как бы благоприятствуют этим поступкам. Ведь в главе "de maleficiis, 1
eorum" говорится: "Те же, которые подобное совершают, чтобы труды человека
не пострадали от урагана или от града, заслуживают не наказания, а
вознаграждения". Антоний в своей "Сумме", где приводятся канонические и
гражданские законы, придерживается того же мнения. Если судья, исследовав
подобное встречное колдование, найдет, что оно не является соблазном для
верующих, он может допустить его совершение.
Может ли кто-либо быть настолько охраняем ангелом-хранителем, что не
бывает околдован ведьмами ни одним из ниже приведенных средств? По-видимому,
нет, потому, что, как это было выяснено ранее, бесы поражают так же часто
безгрешных, невинных и праведных, как Иова, и многих невинных детей, которых
видят околдованными, и многих других праведников, хотя и не настолько, как
грешников, потому что первые поражаются не до погибели их душ, а лишь до
потери жизненных благ. Этому противоречит признание ведьм, что они именно не
всем могут вредить, но лишь тем, которые, как это они узнают из указаний
бесов, лишены божественной помощи. Ответ: Три рода людей пользуются
настолько милостью Божией, что с ними ничего не может поделать это
отвратительное отродье своим колдовством: 1) кто выполняет обязанности
общественного суда против ведьм или выполняет какую-либо другую общественную
службу против них; 2) кто охраняет себя, согласно принятым священным
обрядам, как-то - окроплением святой водой, принятием освященной соли или
посредством освященной в день сретения Господня свечи и освященных в вербное
воскресенье ветвей (чем и церковь изгоняет бесов), чтобы ослабить власть
бесов, о чем еще будет суждение; 3) кто различными и бесчисленными
средствами пользуется милостью через святых ангелов. Относительно первого
вопроса будет приведено одно основание, а для подтверждения несколько фактов
и случаев. Так как именно всякая власть от бога и, согласно апостолу, меч -
для отмщения злым и для воздаяния добрым, то нет ничего удивительного в том,
что бесы удерживаются силой ангелов, если правосудие воздает отмщение за то
ужасное преступление. Ученые при этом замечают, что власть дьявола
удерживается совершенно или отчасти 5 способами: Во-первых, целью, которая
поставлена его власти богом, о чем говорится в кн. Иова гл. I и II; здесь
можно привести доказательство того человека, о котором говорится в
"Муравейнике" Нидера: некто призвал его с тем, чтобы он убил его врага или
причинил вред его телу, или поразил его ударом молнии: "Когда я, - так
признавался он судье, - призвал демона, чтобы выполнить это при его помощи,
он ответил мне, что ничего этого он сделать не может: "Тот имеет, - ответил
он мне, - добрую веру и охраняет себя усердно знамением креста, поэтому я
могу причинить вред не телу его, но, если ты хочешь, одиннадцатой части его
урожая в поле". Во-вторых, демон удерживается внешним препятствием, как в
случае с ослицей Валаама (кн. Чисел 22). В-третьих, посредством возможного
чуда. Так бывает с людьми, охраняемыми особой милостью; об этом третьем роде
людей, которые не могут быть околдованы, будет сказано дальше; в-четвертых,
божественным постановлением, устраняющим препятствия посредством добрых
ангелов, как в случае с Асмодеем, который убивал женихов девицы Сарры, но не
Товию; в-пятых, иногда собственною осторожностью, потому что иной раз дьявол
не хочет вредить, дабы из этого последовало нечто худшее. Поэтому мы можем
сказать, что если демоны не удерживаются божественной властью, если
общественное правосудие действует, то они добровольно часто лишают ведьм
своего покровительства, так как боятся или их обращения или хотят и ускоряют
их осуждение. Это доказывается также фактами и случаями. Упомянутый ученый
рассказывает, что ведьмы, как известно из рассказов и опыта, дают показания;
что, взятые под стражу представителями государственного правосудия, теряют
искусство своего колдовства. Был судья, по имени Петр, о котором упоминалось
выше. Когда он хотел через своих слуг задержать колдуна по имени Стадлина,
их руки начали так дрожать и в их носы пахнуло столь ужасным зловонием, что
они начали уже сомневаться, в состоянии ли они броситься на колдуна. Тогда
судья приказал им: "Спокойно набросьтесь на несчастного, потому что он,
настигнутый общественным судом, тотчас потеряет все силы своей злобы". Конец
истории и подтвердил это: он был пойман и сожжен за многие колдовские
деяния, которые он всюду расточал и применял к различным вещам. Но есть еще
много других случаев, которые встречаются нам, инквизиторам, при исполнении
службы инквизиции; если бы мы осмелились их рассказать, то конечно увлекли
бы читателя до удивления. Но так как самохвальство воняет, то полезно будет
обойти это молчанием, чтобы не навлечь на себя упреков в пустом тщеславии.
Однако мы хотим рассказать только то, что стало настолько известным, что не
может быть скрыто. Когда в городе Равенсбруке впоследствии сожженные ведьмы
были спрошены городскими советниками, почему к инквизиторам они не применяют
своего колдовства, как к прочим людям, они ответили, что не раз пытались
сделать это, но им не удавалось. Когда же их спросили о причинах, они
ответили, что этого не знают, но что так им сообщили бесы. Как часто они
днем и ночью нападают на нас, мы не в силах рассказать: то как обезьяны, то
как псы и козы, беспокоят они нас своим криком и шумом, особенно ночью,
когда мы встаем на усердную молитву; они производят сильнейшие удары по окну
комнаты, несмотря на то, что она находится на такой высоте, что к нему можно
подняться только по очень высокой лестнице; иногда кажется, стучат над
головой, ударяют простыней, которой покрыта голова; если же мы встаем, то
находим их в таком виде, как будто они хотят ударить нас по голове. Но
благодарение создателю, который по своей любви, без наших заслуг, охранил
нас как общественных недостойных слуг божественного правосудия. Относительно
второго вопроса основание ясно само по себе Подобными же средствами и
церковь изгоняет бесов, и вообще они самые действительные средства для
охранения себя от нападения ведьм. Если кто-нибудь спросит, каким способом
должно охранять себя, то следует, во-первых, сказать, что рекомендуется
каждое приличное место, на человеке и животном, с призыванием святейшей
троицы и чтением молитвы господней, окропить святой водой во спасение людей
и животных. Так именно говорится в церковных заклинаниях; место окропленное
святой водой, становится свободным от всякой нечистоты, освобождается от
вины, там не остается никакая нечистая сила и т.д.; так, согласно словам
пророка, господь спасает людей и животных, каждого по его состоянию.
Во-вторых, кроме окропления, при необходимости, следует пользоваться и
освященной свечой, которая соответствует окроплению, особенно при освещении
жилищ. В-третьих, очень полезно бывает привязывать освященные травы или
окуривать ими или класть их в какое-либо потайное место. В городе Шпейере в
тот год, когда начата была эта книга, некая благочестивая женщина, по
женскому обычаю, сильно поспорила с другою, заподозренною в колдовстве;
ночью, когда она клала грудного младенца в колыбель, то вспомнила, что
произошло у нее днем с заподозренной ведьмой; опасаясь за ребенка, она
положила на него священные травы, окропила его также святою водой, положила
ему в рот немного освященной соли, оградила его крестным знамением и
заботливо привязала колыбель. И вот около полуночи она услышала плач ребенка
и по обыкновению хотела ощупать его и покачать колыбель, находившуюся около
ее кровати на той же высоте; колыбель она действительно покачала, но ребенка
ощупать не могла, потому что его там не было; дрожа и громко рыдая, бедная
зажгла свет и нашла плачущего ребенка в углу под кроватью невредимым. Отсюда
можно сделать вывод в том, какая сила заключается в церковных заклинаниях
против козней дьявола. Больше того, становится очевидным также, что благость
и мудрость всемогущего бога, проявление коих бесконечно, направляют также и
злодеяния дурных людей и демонов ко благу; там, где они стремятся уменьшить
и ослабить веру, они во многих сердцах ее сильнее укрепляют и внедряют.
Величайшая польза получается для верующих от такого рода зол, так как злобой
дьявола укрепляется вера, проявляется милосердие Божие, открывается Божие
всемогущество, люди прибегают к покрову Божиему и воспламеняются
преклонением страстям Христовым и церковным обрядам. В те дни был также
околдован староста одной деревни под названием Визенталь на страшные
телесные страдания и мучения. Что это приключилось с ним от колдовства, он
знал не от других ведьм, а только из собственного опыта. Он сказал, что имел
обыкновение каждое воскресенье охранять себя принятием соли и святой водой,
но однажды, по случаю празднования какой-то свадьбы, пренебрег этим и в тот
же день был околдован. Наконец, что было с тем человеком в Равенсбурге,
которого дьявол в образе женщины побуждал к плотскому совокуплению? Он был
сильно обеспокоен, и так как дьявол не хотел отступиться, бедному пришла
мысль оградить себя принятием соли, о чем он слышал раньше в проповеди.
Поэтому, когда он при входе в комнату принял освященной соли, женщина
посмотрела на него диким взглядом и тотчас исчезла по указанию беса. Здесь
дьявол находился или в образе ведьмы, или в ее телесном присутствии, так как
с божьего дозволения он может делать то и другое. А также три товарища,
которые шли гулять по дороге; двое из них были убиты молнией, третий в
испуге услышал голоса, кричавшие: "Убьем и его", на что другой голос
отвечал: "Не можем, потому что он сегодня слышал слово плоть бысть"; тогда
он понял, что спасся потому, что слушал обедню и в конце ее Евангелие от
Иоанна "в начале бе слово" и т. д. Но и амулеты со священными словами,
подвязанные к телу, имеют удивительную предохранительную силу, если только
при этом соблюдается семь условий, о чем пойдет речь в последнем вопросе
этой второй части, где обсуждаются средства целительные, как здесь средства
предохранительные. И те священные слова полезны не только для предохранения,
но и для исцеления околдованных. Еще большую предохранительную силу для
мест, людей и животных имеют слова победного титула, нашего спасителя, если
они на четырех частях какого-либо места в форме креста написаны: Иисус
Назарянин царь иудейский ; с присоединением имени девы Марии, евангелистов
или слов Иоанна: "слово плоть бысть". Третий род людей, которым не могут
вредить бесы, исключительный, так как он охраняется чрезвычайными
внутренними и внешними средствами ангелов; внутренними - через излияние
благодати, внешними - покровительством небесных сил, то есть движением
небесных тел; этот род делится на два вида избранных, так как они или
охраняются от всякого рода колдовства, т. е. им не могут ни в чем повредить,
или же охраняются только в отношении детородной силы, когда целомудрие
охраняется добрыми ангелами, так же, как злые духи своими чародействами
воспламеняют к одной женщине или охлаждают к другой. Первое утверждение о
внутреннем и внешнем охранении, т.е. о благодати и о влиянии небесных тел,
объясняется так! Хотя бог сам по себе изливает благодать в наш дух, так что
никакая тварь не в силах стремиться к этому излиянию, согласно словам
"благодать и славу даст Господь", однако при предрасположении, как говорит
святой Фома в одном месте коммент. на 3 кн. сентенций: когда бог хочет
излить особую благодать, то содействует добрый ангел; то же хочет сказать и
Дионисий в сочинении "Об именах божьих" (4 гл.): "Это непоколебимо
установленный закон божества, что низшие от высших через посредствующие
совершенствуются", так что все благое изливается в нас из источника всякой
благости при посредстве добрых ангелов. Мы имеем к тому основания и примеры.
Ибо хотя для зачатия бога слова преблаженной деве, через которую бог стал
человеком, достаточно было одной божественной силы, однако, с помощью ангела
дух девы был сильно возбужден приветствием, укреплением и просвещением
разума и тем предрасположен ко благу. Основание: мнение упомянутого ученого
таково, что в человеке, как мы видим, три способности, а именно: воля, разум
и иные силы, внешние и внутренние, заключенные в телесных членах и органах.
На первую (волю) воздействует один бог, потому что "сердце царево в руке
господа"; при предрасположении добрый ангел просвещает разум к большему
познанию истины и добра, так что на вторую способность могут воздействовать
через просветление и бог, и добрый ангел. На третью способность добрый ангел
может влиять к добру, а злой ангел, хотя и с дозволения бога,оказывать
дурные влияния. Однако зависит от силы человеческой воли - воспринимать
такие влияния или отражать, так как при помощи благодати Божией человек
всегда может отвергнуть таковые. Что касается внешнего охранения, которое
передается богом через движущие силы миров, всеобщее и совершенно согласное
предание как Священного Писания, так и философии природы,- то, что небесные
тела движутся ангельскою силою и Христом названы движущими силами мира, а
церковь называет их небесными силами; и, следовательно, все телесное в этом
мире зависит от небесных влияний, как доказывает и Философ, ("Метафизика
1"). Поэтому и мы можем сказать: так как бог имеет особый промысл о своих
избранных, то хотя некоторых подвергает несчастиям этой жизни, т. е.
наказаниям, однако иных он охраняет так, что они не терпят никакого вреда; и
этот дар они принимают или от добрых ангелов, стражей божьих, или через
влияние небесных тел, т. е. движущих сил Вселенной. К этому нужно еще
заметить, что некоторые ограждены от всякого колдовства, другие не от
всякого, но только от некоторого; иные же особенно ограждаются добрыми
ангелами в отношении силы деторождения и становятся настолько
целомудренными, что никоим образом не могут быть околдованы злыми в
отношении этой силы. Но об этом писать кажется и излишним, и необходимым.
Кто околдован в отношении силы деторождения, тот покинут ангелом-хранителем
или потому, что постоянно находится в смертном грехе, или потому, что его
влечет к этой мерзости слишком страстная похоть - Поэтому, как уже было
установлено в первой части этого труда, бог широко допускает околдовывать
эту силу, и не только ради постыдности полового акта, но также и потому, что
тление через первородный грех праотца передается всему человеческому роду.
Однако, поговорим немного о том, как иногда добрый ангел покровительствует
мужам праведным и святым, главным образом, в отношении половой силы. Так
случилось с аввой св. Сереном, о котором рассказывает Кассиан в
"Собеседованиях отцов" и именно в первом собеседовании аввы Серена: "Он для
внутренней чистоты сердца и души неутомимо пребывал в ночных и дневных
молитвах, посте и бдении и, наконец, увидел, что по благодати Божией он
погасил в своем сердце весь жар плотской похоти; воспламеняемый еще большей
ревностью к целомудрию после того, как он использовал названные средства, он
умолял бога, чтобы он, даровавший ему чистоту внутреннего человека,
ниспослал также и чистоту тела. Затем пришедший к нему в ночном видении
ангел, как бы раскрыв его чрево, вырвал из его чресла какой-то огненный
кусок мяса и все внутренности, снова уложив на свои места, как были, сказал:
"Вот похотник твоей плоти отсечен. Знай, что с этого дня ты достиг
постоянного целомудрия, которого ты просил в твоей молитве; отныне тебя не
может волновать и то естественное движение похоти, которое возбуждает даже
детей и младенцев". Св. Григорий в 1 диалоге так рассказывает об авве
Эквиции; "В юных летах сильно мучила его тяжкая борьба с вожделениями плоти;
но самая тяжесть искушения заставила его быть тем более прилежным к молитве;
и так как в непрестанной молитве он испрашивал у всемогущего бога врачевания
против искушения, то в одну ночь он увидел, как перед ним предстал ангел и
как бы оскопил его, и в том же видении ему показалось, что всякое движение в
половых органах исчезло, и с этого времени он был так далек от искушения,
что как будто не имел больше в теле полового признака. Вот каков дар
целомудрия. Укрепившись же помощью благодати Божией добродетели, Эквиций,
как дотоле управлял только мужскими монастырями, так отселе начал управлять
и женскими". В житиях святых отцов, которые собрал св. Гереклид, муж
благочестивейший, в своей книге, которую он называет "Рай" (Paradisus)
упоминается один святой отец и монах, по имени Илия. Илия, движимый чувством
милосердия, собрал в монастыре триста женщин и руководил ими. По прошествии
двух лет, имея 35 лет жизни, он испытал искушение плоти и бежал в пустыню,
где на два дня постился и молился, говоря: "Господи или убей меня, или
освободи меня от этого искушения". Вечером на него нашел сон, и он видит, к
нему подошли три ангела и спрашивают, почему он бежал из девичьего
монастыря; так как по стыдливости он не осмелился ответить, ангелы сказали:
если ты будешь освобожден от искушения, вернешься ли ты обратно и возьмешь
заботу о женщинах? Он ответил: "Охотно". Тогда они взяли с него клятву и
оскопили его. Ему казалось что один ангел взял его за руки, другой за ноги,
третий взял нож и вырезал его яйца; это не было действительно, но так ему
показалось; и когда они спросили, чувствует ли он облегчение, он ответил:
"Весьма большое облегчение". На пятый день он вернулся к опечаленным
женщинам; в течение сорока лет, которые он затем прожил, он не чувствовал
никакого признака искушения. Не меньшая милость была дана и блаженному Фоме,
ученому нашего ордена; за свое вступление в названный орден он был взят под
охрану своими родственниками, которые плотски искушали его к мирской жизни,
подослав ему в великолепном наряде и украшении блудницу; когда ученый увидел
ее, он подбежал к огню, схватил горящую головню и изгнал соблазнительницу
огненной страсти из кельи. Простершись на молитву, прося дара целомудрия, он
заснул. Тогда явились к нему два ангела и сказали: "Вот мы опоясываем тебя,
по божьему повелению, поясом целомудрия, который не может быть развязан
никаким последующим искусом; чего нельзя достичь усилием человеческих
заслуг, то дается милостью бога, как дар". Таким образом он почувствовал
пояс, то есть ощущение пояса, и с криком проснулся. После этого он
почувствовал себя одаренным такой силой целомудрия, что с этого времени
получил отвращение ко всякому удовольствию, так что без необходимости он не
мог говорить с женщинами и приобрел совершенное целомудрие.- Это из
"Муравейника" Нидера. Таким образом, исключая эти три рода людей, никто не
застрахован от колдовства, и каждый может быть околдован восемнадцатью ниже
описанными способами, или быть соблазняем и побуждаем к колдовству, о чем
еще будет речь. Чтоб потом яснее можно было определить, какими средствами
исцелять околдованных, и чтобы тем яснее раскрыть самые восемнадцать
способов, мы должны обсудить это в восемнадцати главах. Во-первых,
относительно вступления в ведьмы, необходимо яснее раскрыть различные
способы, какими они, для увеличения нечестия, привлекают невинных девушек;
во-вторых, о средствах их нечестивой профессии, где также дано будет
некоторое объяснение относительно присяги, приносимой ими дьяволу;
в-третьих, о средстве, коим они с места на место переносятся телом или
душой; в-четвертых, каким образом они подчиняются демонам-инкубам; в-пятых,
как они пользуются церковными таинствами для своего колдовства и, в особом
смысле, как они околдовывают каждое существо, при попущении Божием, без
участия небесных тел; в-шестых, каким способом они могут задерживать силу
деторождения; в-седьмых, каким образом они могут чародейским искусством
удалять мужской член; в-восьмых, как они могут превращать людей в животных,
в-девятых, о способе, каким демоны могут проникать в головы, не повреждая
их, когда они производят чародейские действия; в-десятых, о способе, каким
Демоны через колдовство ведьм иногда субстанционально вселяются в людей; в
одиннадцатых, вообще, как всякого рода болезни могут они насылать; в
двенадцатых, о некоторых болезнях в особенности; в тринадцатых, о способе,
коим причиняют величайший вред ведьмы-повитухи, когда они или убивают детей,
или через проклятие предают их демонам; в четырнадцатых, о способе, каким
они наносят различный вред животным; в пятнадцатых, о способе, каким они
могут вызывать град и бури и метать молнии на людей и животных; в
шестнадцатых, семнадцатых и восемнадцатых о трех способах, к которым
прибегают в колдовстве только мужчины, но не женщины. Потом следует вопрос о
средствах, какими снимается подобного рода колдовство. Но пусть никто не
думает получить отсюда основательное знание, потому что здесь перечисляются
различные способы различного колдовства. Так как это мало полезно и даже
может быть вредным, поэтому здесь не приводятся запрещенные книги черной
магии, хотя этот род суеверия не описан в книгах и практикуется не учеными,
но исключительно только невеждами. Это суеверие имеет одно и то же
основание, как и колдовство. Но здесь способы колдовства указаны лишь
поверхностно, дабы дела ведьм не казались невероятными, как это до сих пор
случалось, к величайшему посрамлению веры и к умножению самих ведьм. Если
кто-либо, на основании вышесказанного, полагал бы, что некоторые охраняются
влиянием небесных тел, вследствие чего никоим образом не могут быть
околдованы, а также хотел бы приписывать тем влияниям случай околдования,
подобно тому, как если бы существовала определенная необходимость ограждения
от ведьм и содействия колдовству, то таковой понял бы мысль ученых
неправильно в различных отношениях. Во-первых, потому что существуют три
рода действий, которые могут быть направляемы тремя небесными причинами:
акты воли, разума и тела. Первые, как уже говорилось выше, направляются
только и непосредственно богом, вторые - ангелом, третьи - небесными телами,
хотя лишь направляются, но не вынуждаются. Во-вторых, из сказанного ясно,
что решения и воля направляются непосредственно богом, по словам апостола:
"Бог производит в нас и хотение, и действие по своему благоволению (ап.
Павел, послан. к Филипп. II, 13); интеллектуальное человеческое познание
устроится богом при посредстве ангелов - поэтому все телесное, будь то
внутреннее как добродетели и знания, приобретенные через внешние телесные
способности будь то внешнее, как здоровье и болезни, управляются при
посредстве ангелов небесными телами. Этого касается и Дионисий в гл. 4 соч.
"Об именах Божиих": небесные тела - причины того, что происходит в этом
мире; однако это следует понимать в отношении здоровья и болезней
естественных; болезни же сверхъестественные насылаются, при попущении
божьем, силою демонов. Поэтому мы не можем сказать, в том случае, если
кто-либо околдован, что это произошло по влиянию небесных тел, тогда как
вполне возможно сказать, если кто-либо не может быть околдован, то это
происходит по влиянию небесных тел. Если будет сказано, что при этом может
случиться противоположное, то можно ответить: если кто-либо охраняется от
таких сверхъестественных болезней силою небесных тел, то это происходит не
силою небесных тел непосредственно, но силою ангельскою, которая может это
влияние усилить, так что враг не может преодолеть его своим колдовством; и
эта ангельская сила может исходить от движущих сил небесных тел; так если
кто-нибудь должен умереть скоропостижно, потому что время его истекло, то
бог своей силой, действующей в таких случаях всегда через посредствующие
причины, может изменить разрушительную силу природы, заменив созидательной.
То же мы должны сказать и о том, кто может быть околдован; он таким же
образом охраняется, или же такое охранение поручается ангелу-хранителю;
таковое охранение - одно из самых важных. Если в кн. пророка Иеремии гл. 22,
ст. 30 говорится: "Запишите человека сего лишенным детей, человеком
злополучным во дни свои", то здесь следует иметь в виду решения воли, в
которых один человек имеет счастье, другой нет; что может происходить также
и от влияний небесных тел. Так, например, один, вследствие влияния небесных
тел, имеет склонность к каким-либо полезным решениям воли, как вступление в
монашество и подобное; и если его разум будет просветлен ангельским светом
поступать так, а его воля, вследствие воздействия бога, склоняется к тому,
чтобы достичь подобного, то о нем говорится, что он имеет хорошее счастье.
Наоборот, тот называется несчастным, кто, по высочайшим причинам, склоняет
решения воли к противному. Об этих взглядах и многих других говорит святой
Фома в сочинении "Сумма против язычников". Но здесь не место
распространяться об этих решениях воли, так как мы намерены рассуждать не о
них, а об охранении от колдовства. Поэтому теперь необходимо перейти к
деятельности ведьм, и прежде всего к способам, какими они привлекают
невинных к своему нечестию.