САЛАМАНДРА
Она не только живущий в огне дракон, но также (коль словарь Академии
не ошибается) "насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного цвета,
с симметрично-желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей более известна
легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена в это руководство.
В книге X своей "Истории" Плиний заявляет, что саламандра столь холодна,
что от соприкосновение с нею гаснет огонь: в книге XXI он снова повторяет,
скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое
ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров. В книге XI он
говорит о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени
кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь,
она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний
миф о саламандре.
Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти,
а саламандру - как пример того, что живые тела могут существовать в огне.
В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут
ли тела существовать в огне", и начинается она так:
"К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того,
чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и
жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие
их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно
того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы
мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что
действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны,
которые тем не менее обитают в огне".
К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты - как к поэтическому
преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского
Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":
Я, точно Феникс, яростным объят
Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь,
И в силе мужеской его я убеждаюсь,
Что он отец, родивший многих чад.
И саламандры пресловутый хлад
Его не гасит, честью в том ручаюсь.
Жар сердца моего, в котором маюсь,
Ей не почем, хоть мне он сущий ад.
В середине XII века в странах Европы распространилось подложное
послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей,
византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень
чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке
из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале,
показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном
из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в
темноте. В одном из абзацев сказано: "В наших краях водится червь,
называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые
придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы
эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых тканях, которые
очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX).
Поло поясняет: "Саламандра - не животное, а субстанция". Однако ему
вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под
видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что
саламандра существуют. На одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини
рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось
существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что
это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко
доступное людям, запечатлелось в его памяти.
В алхимической символике саламандры - духи стихии огня. При таком
толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил
Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится
понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач
Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего",
разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют
историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне
позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" - огонь,
земля, воздух и вода. Они - несотворенные, и ни один из них не сильнее
другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но
люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. "У
четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще
продолжают жить в поэзии и народной фантазии, - долгая и славная история",
- писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось
равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде,
должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки
требовалось, чтобы существовали саламандры.
В другой статье мы расскажем, как у Аристотеля появились животные,
обитающие в воздухе.
Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь
помогает ей менять кожу.